ВДОХНИ ДУШУ В СВОЙ ДОМ.
ЗОЛОТНОЕ И ЛИЦЕВОЕ ШИТЬЕ.

Мы все больше привыкаем к предметам и домам из стекла, пластика и металла с правильными формами, но холодной душой. Не от того ли и в отношениях между людьми все меньше тепла и доброты. Может стоит попробовать что-то изменить. Может рискнуть и окружить себя не только вещами, но и Искусством!

Шитье – один из древнейших видов творчества. На протяжении многих столетий русские женщины всех возрастов и сословий вышивали одежду и украшали жилище с помощью вышивки.

Увеличить изображение

В этой статье речь пойдет о золотном и лицевом шитье. В музеях, где выставлены иконы или старинные предметы, украшенные золотным и лицевым шитьем, нередко можно услышать вздохи посетителей о том, что теперь ничего подобного никто создать не может. К счастью это не совсем так. Традиции не утеряны, а бережно сохранены. Конечно, людей способных создавать подобные шедевры совсем не много (редко, кто в наш скоростной век готов вышивать одну работу по несколько месяцев, а иногда и лет!), но они есть. Очевидно, что золотное и лицевое шитье это не только физический, но в большей мере духовный труд!

Золотом вышивали и вышивают как предметы церковного назначения (иконы, хоругви, плащаницы), так и сугубо светские. Металлическая нить используется в украшении и мужских, и женских костюмов. В этой связи нельзя не вспомнить о великолепных мастерах, создававших лучшие образцы русского придворного костюма 18-19 веков (эти работы можно увидеть, например, в собрании Государственного Эрмитажа). Существуют очень красивые вышитые вечерние сумочки и бумажники, различные сувениры и украшения. Прекрасные вышитые панно и картины, способны украсить и вдохнуть душу в любой интерьер. Стоит отметить, что это направление искусства имеет поклонников не только в России, но и во многих западных странах. В частности в Великобритании замечательные картины вышивают золотом Сильвия Дринкуотер и Анжела Томпсон. Естественно и в России есть несколько десятков мастериц, способных создавать произведения самого высокого класса.

Немного истории.

Золото – один из первых металлов, которые открыло и научилось обрабатывать человечество. Золото всегда ценилось за красоту и ковкость. С золотом связано множество легенд и мифов. Достаточно вспомнить рассказ Гомера о веретене Елены Троянской и миф о Золотом Руне. Первые золотые нити делались из расплющенного золота, которое нарезалось тонкими полосками.

Как и большинство других искусств, вышивка золотом пришла с Востока. Правда раньше одежда была скорее выткана из золотых нитей, чем вышита ими. Так обнаруженная в гробнице императрица Онориос, умершая в 400 г. до н.э. была обряжена в саван из золота весом в 16 кг!

В исследованиях г-на Л.И. Погодина есть упоминания об остатках золотного шитья в Западной Сибири в 11 комплексах саргатской культуры. Все комплексы, содержащие золотные пряденные нити, относятся к погребениям знати и датируются в пределах I - IV вв. н.э. К настоящему времени остатки золотной вышивки в памятниках первой половины I тыс. н.э. обнаружены на территории Северного Афганистана в комплексах Тиллятепе, на Украине в курганах у с. Новофилипповка, у Сватовой Лучки, в Соколовой могиле, в женском погребении близ Керчи, в Прикубанье в кургане у ст. Тифлисская, в Поволжье в курганах Сусловского, Старицкого, Никольского могильников , у с. Косики и др.

При этом принято считать, что на Русь золотное и лицевое шитье пришло из Византии вместе с православием примерно 1000 лет назад во времена правления киевского князя Владимира.

Своего расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Наибольшее количество произведений сохранилось от 15-17 веков. Произведения лицевого шитья использовались в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (одежде священослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов, завесы для царских врат и др.),в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождали людей в дальних походах (шитые иконостасы).

Увеличить изображение

Мастерские художественного шитья назывались “светлицы”. В них работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы.

Со временем сюжеты и техника шитья менялись и развивались. Так в немногочисленных сохранившихся до наших дней произведениях шитья 15 века главенствует лицевое шитье. Основная выразительность достигалась локальными цветами разноцветного шелка, которыми застилали определенные плоскости изображения, как красками в живописи. Иногда использовались шелка одного цвета, но разных тонов. Золотное шитье в прикреп встречается очень редко, орнаментальные композиции скромны, они служат для подчёркивания и выделения лицевых изображений.

В 16 веке усиливается декоративность, все чаще применяются золотые и серебряные нити, украшение жемчугом и драгоценными камнями, усложняются орнаментальные обрамления произведений. Многие образцы шитья этого периода воспринимаются уже не только как живописное полотно, но и как декоративные и драгоценные вещи. Среди наиболее заметных произведений этого периода можно назвать работы созданные в мастерской князей Старицких и мастерской царицы Анастасии Романовны (первой супруги Ивана Грозного).

Увеличить изображение

В 17 веке живописность работ начинает утрачиваться. Этапными произведениями этого периода можно назвать работы, созданные в мастерских Строгановых. Техника шитья золотыми и серебряными нитями в прикреп в этих мастерских была доведена до совершенства. Стиль шитья этого периода становится все более графичным. В шитье обильно применяются драгоценные камни, дробницы - небольшие золотые пластинки с изображением святых. Шелковая нить в этих работах используется только для шитья ликов и в качестве прикрепы для золотной нити.

Дошедшие до нашего времени многочисленные произведения второй половины 16 в. и 17 в. свидетельствуют о существовании в Москве в это время целого ряда светлиц. Хорошие швеи так высоко ценились, что, по рассказам современников, Иван Грозный забирал их к себе во дворец, а боярин Василий Волынский, получил управление Посольским приказом только благодаря своему угодничеству и искусству швей в светлице его жены.

Широко известен своими золотошвеями город Торжок, на реке Тверцы. Вышивальный промысел сложился в Торжке в 18 веке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине 18 — первой половине 19 столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. Говорят, что в то время, девица к своему совершеннолетию должна была вышить минимум сорок полотенец. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу. О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II.

О технике и особенностях шитья.

Лицевым шитьем принято называть шитье разноцветными шелками изображений святых, библейских евангельских сюжетов. Золотным шитьем называется декоративно-орнаментальное шитье золотой или серебряной нитью. Под золотными работами также подразумевается любая вышивка металлическими нитями, блестками, золотым бисером. Если заглянуть в словарь изографа, то там можно найти следующие определения: «Золотное шитье – особый способ украшения ткани вышивкой: изображение получают закреплением на поверхности ткани нитей в виде плоских золотых и серебрянных проволочек (называемых волоченой нитью), а также закреплением на поверхности ткани льняных или шелковых нитей, обвитых волоченой («золотной», «пряденой») нитью. Шитье лицевое – один из видов иконописания исполняемый цветными нитками по ткани (шелковому атласу, камке) и воспроизводящий образ святого, двунадесятые праздники и страстные. Кроме шелка в шитье лицевом используются нити из золота и серебра, жемчуг, драгоценные камни в кастах и т.п.»

Раньше использовались золотые и серебряные нити. Постепенно, из-за дороговизны золотой нити, на смену ей пришла нить позолоченная (3-10 процентов золота), а в последние годы появилась и нить из искусственных материалов. В золотном шитье наряду с золотом и серебром очень широко используется жемчуг. Наиболее древнее упоминание о шитье жемчугом относится еще к 10 веку.

Для золотного шитья использовались и используются в настоящее время нити различных сортов: пряденые, волоченые, сканые нити, бить, канитель, трунцал. Все эти нити бывают различных оттенков золота или серебра, различной толщины, иногда (как, например, канитель) - различной формы сечения.

В старину при шитье золотые нити пропускались сквозь ткань. Это называлось шитьем 'на проем' или 'на прокол'. Позднее стали работать 'в прикреп', то есть золотные нити накладываются плотными параллельными рядами на ткань и крепятся на ней поперечными стежками (которые называются прикрепами) шелковыми нитями.

В зависимости от поставленной задачи, прикрепы могут делаться либо яркой, контрастной нитью, либо нитью в тон золотной или серебряной нити. В первом случае шов прикрепы ярко выражен, мало того, контрастный цвет прикрепы дает отсвет на золотную нить и она принимает оттенок прикрепы.

Очень эффектен способ шитья, который называется шитьем по карте. Он применяется в основном в растительных и геометрических орнаментах и при шитье букв. Для его исполнения из картона, кожи или бересты вырезаются отдельные элементы узора или буквы. Затем они крепятся на ткань и обшиваются золотной нитью в прикреп.

В золотошвейных работах широко применяется различная канитель - свитая в тугую спираль проволочка. Канитель используется не только в качестве обводки контура узора, но и как основной материал для выполнения орнамента. Канителью, как и золотной нитью, можно шить прямо по ткани, по настилу и по карте. Очень хорошо шитье канителью сочетается с шитьем жемчугом, блестками. Нить для пришивания канители используют туже, что и для прикрепов. Канитель нарезают на кусочки необходимой длины (согласно рисунку), которые захватывают на иглу, как бусину, и пришивают к ткани, как и нить, канитель бывает золотная и серебряная.

Увеличить изображение

С произведения древнерусскаго шитья, как старинного, так и современного можно познакомиться в Оружейной палате Московского Кремля, в Новодевичем монастыре, в Троице-Сергиевой лавре, в музее текстильного института в Москве, в других музеях.

Хочется надеяться, что прочитав эту статью Вы обратите более пристальное внимание на это интереснейшее направление искусства, имеющее многовековую историю.

Статья проиллюстрирована работами Милеевой Татьяны Алексеевны.

Леонид Милеев


Сайт независимых консультаций.
   
Rambler's Top100;счетчик включен 09.12.05 Яндекс цитирования